ПоискГлавная страницаКарта сайтаПочта

(4872) 56-90-01

8 910 588-90-01

Тула, Красноармейский пр-т 19 (2 этаж)

 
 
 
Новости

31.08.2012

Наполнен раздел "IDEALSTONE"

11.04.2012

Наполнен раздел "Appliko"

28.12.2011

Ведутся работы над наполнением раздела "Камины" подробнее

21.11.2011

Наполнен раздел "Натуральные и художественные потолки"

21.11.2011

Наполнен раздел "Архитектурные элементы из полимербетона"

31.10.2011

Ведутся работы над наполнением раздела "Ковры и ковровые покрытия" подробнее

11.10.2011

Наполнен раздел "Лючки ревизионные"

20.07.2011

Ведутся работы над наполнением раздела "Искусственный камень" подробнее

01.07.2011

Ведутся работы над наполнение раздела "Система поверхностного водоотвода" подробнее

01.07.2011

Заработал раздел сайта "Фрески, декоративные покрытия" подробнее

 
 
 
 
 

Главная » Статьи » Лепнина интерьерная » Стили лепного декора » Неогрек

Неогрек

Неогрек — архитектурный стиль, возникший в 1820-х годах, основанный на «возвращении» к классическим греческим образцам. Отличается от классицизма (и ампира в частности) подчёркнуто археологическим, детальным подходом к воспроизведению греческой классики, очищенной от влияния древнеримской архитектуры и итальянского ренессанса; идеологически, принадлежит к эпохе эклектики, а не классицизма. В России (прежде всего в Москве) вошёл в моду в конце 1860-х годов и продержался до прихода стиля модерн в конце XIX века.

неогрек

Европейские корни

У истоков архитектуры, которую современники окрестили «неогрек», стояли француз Анри Лабруст (1801—1875) и немец Лео фон Кленце (1784—1864). Оба архитектора, принадлежавшие к разным поколениям, начали профессиональную деятельность уже после падения наполеоновской империи, давшей имя стилю ампир, когда в архитектуре доминировала ранняя эклектика. Их последователь, шотландец Александр Томпсон (1817—1875), воспроизводил греческие формы столь скрупулёзно, что получил прозвище «Грек» (Alexander «Greek» Thompson).

Функционально, архитектура европейского неогрека ограничена музеями, парламентами и храмами (где обращение к греческим образцам оправдывалось высоким назначением здания). Библиотека Сен-Женевьев работы Лабруста — бесспорный неогрек снаружи, однако её интерьеры, подчинённые несущему железному каркасу, вполне эклектичны — железные арки оказались несовместимыми с классическим ордером. Эклектичен был и сам стиль неогрек, в том смысле, что он развивался одновременно с другими «историческими» стилями (необарокко, неоренессанс, в России — «русский стиль» К. А. Тона и т. д.). 1830-е годы в Европе — расцвет историзма.

Неогрек в Москве

Cтиль неогрек не прижился в Санкт-Петербургe, исключение — Новый Эрмитаж работы фон Кленце (1839—1852). С оговорками можно признать неогреком работы А. И. Штакеншнейдера в Петергофе (Новый Бельведер).

В Москву неогрек пришёл в конце 1860-х годов и, благодаря таланту А. С. Каминского, стал востребован в среде заказчиков и купеческого, и (в меньшей степени) знатного происхождения. В Москве стиль неогрек обрёл новую нишу — пореформенные городские особняки. Первым таким особняком можно считать дом 6 на Моховой — перестроенная в 1868 ампирная усадьба Шаховских в руках Каминского приобрела совершенно новые, утончённые черты — в прорисовке фронтона и ионических колоннах, напоминающих образец — Эрехтейон. Именно малые образцы греческой архитектуры, подобные Эрехтейону, оказались наиболее уместными в частных постройках.

Неогрек возникал и в дешёвом деревянном строительстве, но в целом оставался достаточно дорогим, «богатым» стилем. Особенность неогрека частных домов (в отличие от храмов и парламентов, а также от ампира) — асимметрия планов. Дома планировались, исходя из особенностей участков и удобства хозяев, и ампирная симметрия в этом явно мешала. Например, парадный вход в частный дом нецелесообразно располагать в центре фасада — и он смещается в сторону, а стильный портик - на боковую стену, обращённую во двор (дом Елагиной). На совершенно неклассический план накладывается «истинно-греческий» декор, уменьшенный относительно классических образцов, чтобы соответствовать новой сущности здания.

Первая волна стиля пришлась на 1870-е годы, вторая — на 1890-е; в это время успешно работали М. Ф. Бугровский, А. О. Гунст, Р. И. Клейн, А. Эрихсон. В конце 1890-х годов неогрек естественно и очень быстро сошёл на нет — стиль потерял старых заказчиков и не обрёл новых. Традиционные клиенты — верхушка купечества — обратились к новомодному модерну, при этом строительство частных особняков вообще сократилось, уступая место доходным домам. В этом сегменте рынка стиль неогрек практически не был востребован; в постройках для нужд казённых и благотворительных учреждений он был неуместно дорог. Последняя, и, вероятно, крупнейшая постройка в этом стиле — Музей имени Пушкина, арх. Р. И. Клейн (1898—1912, коробка здания закончена в 1904). К тому времени, когда открылся музей, стиль неогрек был почти забыт, а на смену модерну пришёл ретроспективизм начала XX века.