ПоискГлавная страницаКарта сайтаПочта

(4872) 56-90-01

8 910 588-90-01

Тула, Красноармейский пр-т 19 (2 этаж)

 
 
 
Новости

31.08.2012

Наполнен раздел "IDEALSTONE"

11.04.2012

Наполнен раздел "Appliko"

28.12.2011

Ведутся работы над наполнением раздела "Камины" подробнее

21.11.2011

Наполнен раздел "Натуральные и художественные потолки"

21.11.2011

Наполнен раздел "Архитектурные элементы из полимербетона"

31.10.2011

Ведутся работы над наполнением раздела "Ковры и ковровые покрытия" подробнее

11.10.2011

Наполнен раздел "Лючки ревизионные"

20.07.2011

Ведутся работы над наполнением раздела "Искусственный камень" подробнее

01.07.2011

Ведутся работы над наполнение раздела "Система поверхностного водоотвода" подробнее

01.07.2011

Заработал раздел сайта "Фрески, декоративные покрытия" подробнее

 
 
 
 
 

Главная » Статьи » Ковры и ковровые покрытия » Из истории коврового исскуства

Из истории коврового исскуства

Исторически проникновение ковров в Европу с Востока связывают с периодом крестовых походов, но знакомство с этими восточными произведениями искусства началось намного раньше. Интенсивные торговые связи Византийской империи с городами средиземноморья — Генуей, Венецией и Марселем спровоцировали массовое проникновение восточных товаров, а в том числе и ковров, в Европу. Первые упоминания о коврах встречаются в рыцарских поэмах, а так же они запечатлены во многих шедеврах живописи.

Крестовые походы лишь увеличили количество ковров. В виде легкой добычи они изымались у населения ближнего востока и в Константинополе. В основном это были ковры, выполнявшие сакральную функцию и используемые в мусульманском религиозном обряде. Но встречались и большие ковры, например те, что были вывезены из дворца византийского императора.

Кроме такого способа проникновения ковров, как грабеж существовал и естественный торговый процесс, в авангарде которого становятся города Нидерландов и Англии. Антверпен, Амстердам и Лондон стали постоянными поставщиками ковров в Европу. Так в период XVII–XVIII веков ковры часто фигурируют в портретах и религиозных композиций того времени.

В рассматриваемый нами период было бы еще трудно говорить о сложении национальных школ. Все ковры в те времена абстрактно именовали персидскими, не вкладывая в это слова принадлежность к одной иранской школе. Явное же разграничение начинается в период империализма, когда ковры превращаются в товар производимый на рынок, и в большинстве случаев утрачивают свою обрядовую сущность. По заказу английских и бельгийских текстильщиков (как ни странно, но при короле Леопольде II Бельгия превращается в крупную империалистическую державу с многочисленными колониями в Африке, Азии и Южной Америке) в Азии изготовляется множество ковров для Европейского рынка. Теперь они имеют точное название по тому локальному региону, где они были произведены. Если ранее ковры содержали некий условный геометрический рисунок, то теперь они начинают потихоньку дополняться сюжетами. Если в период средневековья сюжетные ковры выглядели скорее как исключение, то теперь они берутся как образцы для копирования. Они представлялись более интересными для европейца и были визуальным воплощением восточной сказки.

Основным поставщиком ковров были государства бывшего Персидского царства, разделенного империалистическими державами на Иран, Таджикистан и Азербайджан. Они отличались более изящным рисунком, наличием сюжетов охоты, рыбной ловли, райских садов, они были порой перегружены цветочными рисунками. Ковры могли содержать так же и абстрактный рисунок, но в нем всегда присутствовали элементы мира животных и растений. Цветовой строй таких ковров нельзя было назвать ярким. Ткачи использовали естественные земляные красители — различные оттенки охр, для получения яркого красного цвета добывали пурпур — пигмент содержащийся в малюсках. Потому ковры имели сдержанный тон. Широкий импорт дешевых красителей из Англии, разнообразил цветовой строй ковров, обогатив его яркими синими и зелеными тонами, но при этом лишил их известной доли национального колорита.

По иному обстояло дело в Центральной Азии. Подпавшая под влияние России с ее сравнительно слабо развитым буржуазным производством, она не пошла по пути слепого репродуцирования, там практически не создавалось ковров на вывоз, а все что попадало на европейский рынок, был антикварный товар купленный у населения. Среди регионов лидирующих оказались нынешние Туркмения и Узбекистан. Для цветового решения этих ковров характерны большие локальные цветовые плоскости. Эти ковры более декоративны по цвету, в них часто встречается повторяющийся узор. Одна удачно найденная деталь может варьироваться неоднократно. Их относительная простота рисунка стала основной причиной их частого повторения в наши дни.

В XIX веке, когда всю Европу охватила страсть к коллекционированию, все восточные ковры приобрели свою новую ценность, кроме эстетической, а именно антикварную. Век империализма, символом преуспевания которого явились так называемые Всемирные Выставки, вытащил на Божий свет веками лежавшие в руках аристократов произведения искусства, в частности ковры. После парижской всемирной выставки ковры были разбиты на условные группы, получившие довольно претенциозные, но абстрактные названия — типа Хольбейн, Полонез, Сангушко, Веллингтон, Ротшильд. Названия проистекали чаще всего по имени владельца, предоставившего ковер на выставку, либо по более известной ассоциации (ковры типа «Хольбейн» это группа схожих турецких ковров, чаще всего появляющаяся на портретах этого художника). Позднее, уже в наши дни, подобная классификация была подкорректирована, но сохранена.

По иному обстояло дело с производством ковров в Европе. Развитие коврового искусства тут шло на базе крупнейших шпалерных мануфактур, и потому центрами коврового ткачества становятся страны с давней традицией изготовления шпалер, а именно Испания, Фландрия и особенно Франция, где все категории ткачей получили королевские привилегии.

Хотя первоначально многие ковры дублировали рисунки гобеленов, позднее, для ковров начинают вводиться собственные. Страной, где были изготовлены первые в Европе ковры, становиться Испания. Завоеванная в начале VIII арабами, Испания очень близко соприкоснулась с культурой североафриканского арабского мира. Художественные импульсы, исходившие из Египта или Марокко, как бы сублимировались на Пиренейском полуострове, приобретая там новое звучание. Широкие масштабы разведения овец и изготовления шерсти спровоцировали относительную дешевизну и популярность шерстяных изделий. Испанские владения в Европе включали Нидерланды и Южную Италию, где так же было налажено производство ковров, по испанским образцам. Во Франции первые мастера по изготовлению ковров и тканей появились после войн Карла IX в. Италии, когда он пленил многих мастеров и силой перевез их в Лион и Аррас. Позднее, в эпоху барокко, все текстильщики получают массу привилегий, а расцвета достигают уже в эпоху рококо, когда сама маркиза Помпадур берется за патронаж над всеми видами искусств, и даже основывает новую шпалерную и ковровую мануфактуру в Бове. Ныне, ковры, созданные на этой мануфактуре, считаются подлинными украшениями крупнейших музеев мира. Второй расцвет ковровое искусство во Франции переживается в период Первой Империи. Наполеон, стремившийся во многом подражать своим королевским предшественникам, заказывает огромное количество ковров для декорирования дворца Жозефины в Мальмезоне. Стиль ковров Наполеона остается популярным до начала 1850-х годов, когда возвращается мода на рококо. Тон теперь начинает задавать семейство Ротшильдов, и англичанин маркиз Хартфорд, живущий в Париже в изгнании и проповедовавший культ рококо (позднее, в Лондоне его сын откроет галерею Уоллес — музей французского рококо) Поставлявшие произведения искусства для замка Пьерфон, резиденции Наполеона III, новооткрывшегося крыла Лувра, для бесконечных дворцов новых буржуа Ротшильды и Хартфорд уже вскоре отказываются от имитации только рокайльных вещей, увлекаясь то вариациями на темы средневековья, то барокко, то французским ренессансом.

Французские производители ковров постоянно сталкивались с конкуренцией Англии, представлявшей на рынок многочисленные варианты иранских копий. Положение это обострилось, когда известный живописец Уильям Моррис выступил организатором Артс энд Крафтс, художественного общества, поставившего своей целью обновить все виды искусств. Их эстетика серьезно повлияла на текстиль и ковры. За источником вдохновения художники обратились к дальневосточной, главным образом, японкой традиции. Как таковых, японских ковров никто не видел, но Моррис и его сподвижники создали своего рода вариации на тему Японии. Они обогатили ковры плавными линиями, используя мотивы цветков лилии, кувшинки, ириса или хризантем. Это был существенный шаг вперед, так как он максимально облегчил поверхность ковра, избавив ее от некоторой перегруженности как иранских, так и рокайльных ковров.

Это так же определила тенденцию в ковровом искусстве в нашем веке. Стиль Ар Деко, которым характеризуется искусство в межвоенный период, начал развиваться на базе эстетики Морриса, но был еще более минимализирован благодаря обращению к искусству примитивных народов. Тогда впервые в коврах появляются латиноамериканские и африканские мотивы. Это было естественным стремлением эпохи — межвоенный период был временем гигантского скачка в развитии техники и все общество жило потребностью покупать новое современное искусство. Порой стремление найти что-то ультрамодное граничило с китчем, но именно это и дало произведениям Ар Деко их собственный, ни с чем не сравнимый шарм.

Послевоенные годы примечательны возрождением интереса к классике, и даже такой стиль как Поп Арт не смог существенно повлиять на развитие дизайнерской мысли, за то в самом начале 1970-х годов подлинную революцию во вкусах совершило движение хиппи. Оно не только повлияло на моду, сделав ее более простой и естественной, но и самым коренным образом изменило подход к дизайну. Был возрожден интерес к Ар Деко, а вместе с ним вернулись и латиноамериканские и африканские мотивы. Новым источником вдохновения становится искусство Тибета. Простые, ясные, чуть приглушенные цвета должны были показывать стремление к простой жизни. Входят в моду и ковры, исполненные по типу заплаток (или patchwork), в которых использовались различные североафриканские или восточноевропейские мотивы.

На протяжении всей истории ковроткачества технология производства претерпела немного изменений. Лишь в нашем веке широкое распространение получило машинное производство, вытеснившее тяжелый труд ткача. Основу ковра составляет скрученная нить хлопка и джута, сквозь которые идет плотный набив. В коврах ручного производства каждая ворсинка закрепляется на тыльной стороне специальным узлом. Таким образом, в коврах ручной работы, яркость обеих сторон одинакова, а рисунок полностью дублирован. В коврах ручной работы так же довольно трудно разглядеть основу, даже преломив ворс. Ковры машинные более дешевые, они доступны более широкой части населения.

Сравнительно недавно широкое распространение получили ковры из синтетической нити. Такой шаг был обусловлен не только широким использованием нефти в химической промышленности и общим желанием производителей создать более недорогой вариант ковров, но и стремлением создать продукцию нейтральную для здоровья человека. Синтетические ковры менее трудоемкие, особенностью полипропиленовой нити является ее повышенная цветостойкость, способность легко окрашиваться. Последнее немаловажно, так как шерсть окрашивается довольно трудно в яркие тона, а синтетика позволяет легко получить любые цветовые сочетания.

Изготовление синтетических ковров совпало с появлением ковровых покрытий. Покрытия получили широкое распространение благодаря возрождению в 1970-х годах моды на Японию. Первоначально они служили для оформления больших общественных помещений, где невозможно было использовать ковры. Это как бы определило ряд параметров, а именно их устойчивость к частому движению, а так же легкость в эксплуатации. По мере роста уровня покрытий они стали потихоньку осваивать и жилые помещения. Нынешняя же любовь потребителя к покрытиям обусловила появление покрытий с большим (80%-м) содержанием шерсти.

Важным шагом в развитии производства покрытий было введение в использования сезаля — специально обработанного волокна текстильной агавы- растения произрастающего в Мексике. Это связано в первую очередь с появлением после иракской войны стиля гранж и как следствие, экологической моды. Не смотря на то что эти покрытия имеют ряд противопоказаний- они, например, бояться воды — сезалеые покрытия прочно вошли в современную интерьерную моду и хорошо уживаются как в интерьере хай — тека, минималистического стиля или так называемой европейской классики.

Хотя при подборке ковра или покрытия в интерьер важно знать все тонкости отделки, существует ряд универсальных правил. Все они сводятся главным образом к одному — оправдать сделанный выбор. Можно сколько угодно размышлять об особенностях цветового решения, плотности ворса, актуальности дизайна, но все это ничто, по сравнению с индивидуальными пожеланиями клиента платящего свои деньги. Остановимся на коврах. Во- первых, клиенту следует понять, что бы он желал получить — картину на полу, или функциональную вещь. Если первое, то не мешало бы знать цвет мебели и стен. При подборке картины, выигрышнее смотрятся центрированные ковры, то есть с ярко выраженным рисунком посередине. Следовало бы избегать заставлять подобные ковры мебелью, что бы не закрывать рисунок. Если же на ковер предусматривается мебель, то рисунок должен быть не центрированным, а более декоративным. Выбор же тематики зависит от воли заказчика. Вовсе необязательно класть в классический интерьер (тем более что в наши дни очень редко выдерживается стиль, как правило интерьеры довольно эклектичны), такой же ковер традиционного рисунка. Иногда можно позволить микст-то есть намеренное совмещение различных стилей.

В нынешней ситуации, на основе многочисленных наблюдений, можно было бы выделить три определяющие тенденции при выборе ковра. Так, наиболее популярными остаются ковры, исполненные в современном стиле. Среди ковров представленных в Carpet House, это относится в первую очередь к недорогим, синтетическим коврам серии Arte или в меньшей мере Pinto или Соlorado. Для этих ковров характерен яркая, интенсивная раскраска, смелые авангардные рисунки. В производстве этих ковров используется синтетическая нить, что значительно удешевляет их производство и стоимость. Среди же шерстяных ковров представленных в магазине, особого внимания заслуживают изделия бельгийской фирмы BIC. Разработанные известными дизайнерами, они зачастую удивляют зрителя оригинальностью и новизной рисунка. Основными сериями являются La meme planete (Франсуазы Винц), Jour et Nuit (Христин ван дер Хёрд), Феникс (Эрика Дегова, Даниэллы Раппе, Моники Вольфарт, Фридерика Вуазена), Look (Франсуазы Винтц и Моники Вольфарт).

С другой стороны, не исчезает интерес покупателей и к коврам традиционного рисунка. Среди линий, представленных в магазине, в первую очередь следует отметить Taj-Mahal, которые являются копиями известных иранских ковров, и представляют собой эталон не только как произведения искусства, но как вещи, исключительные по своему качеству. Обладающие повышенной плотностью, качественно прокрашенные, они наиболее близко подходят к своим историческим аналогам. К классическим коврам примыкает так же серия Royal Keshan, используются мотивы так же персидских, а так же латиноамериканских ковров. Плотность этих ковров немного уступает плотности Taj — Mahal, но зато они дешевле, и имеют более многообразный размерный ряд. Если Тадж — Махал, имеет только три размерных параметра — 170×240, 200×300, 250×350, то у Кешана их намного больше. Кешан имеет так же и иные геометрические формы — овалы (98×153, 122×200, 170×240, 200×300, 240×335), круги и октагоны (диаметры — 140, 170, 200, 250).

Пользуются любовью так же ковры и с различного рода этническими рисунками, серий Epos, Rimini, Gashya. Они выглядят более компромиссными, и в глазах покупателей спектр их приме6нения в интерьере несравненно шире, нежели у ультра современных или традиционных.

Важным фактором в выборе ковра является паркет, особенно, если приобретаются ковры в этническом или народном стиле. Очень красиво выглядит перекличка цвета дерева с землянистыми тонами ковра.