ПоискГлавная страницаКарта сайтаПочта

(4872) 56-90-01

8 910 588-90-01

Тула, Красноармейский пр-т 19 (2 этаж)

 
 
 
Новости

31.08.2012

Наполнен раздел "IDEALSTONE"

11.04.2012

Наполнен раздел "Appliko"

28.12.2011

Ведутся работы над наполнением раздела "Камины" подробнее

21.11.2011

Наполнен раздел "Натуральные и художественные потолки"

21.11.2011

Наполнен раздел "Архитектурные элементы из полимербетона"

31.10.2011

Ведутся работы над наполнением раздела "Ковры и ковровые покрытия" подробнее

11.10.2011

Наполнен раздел "Лючки ревизионные"

20.07.2011

Ведутся работы над наполнением раздела "Искусственный камень" подробнее

01.07.2011

Ведутся работы над наполнение раздела "Система поверхностного водоотвода" подробнее

01.07.2011

Заработал раздел сайта "Фрески, декоративные покрытия" подробнее

 
 
 
 
 

Главная » Статьи » Ковры и ковровые покрытия » Циновки. История. Технология. Уход

Циновки. История. Технология. Уход

Природа у наших ног

В наш век компьютерных технологий и возрастающего загрязнения окружающей среды все меньше людей имеют возможность жить в единении с природой. Наверное поэтому мы стараемся привлечь её в наши дома, окружая себя экологически чистыми вещами. В последнее время на волне экологического дизайна многие фирмы и марки возвращаются к натуральному сырью. В нашей статье пойдет речь о полах, а точнее о напольных покрытиях из натуральных растительных материалов.

Традиции изготовления напольных покрытий из натуральных материалов идет из глубокой древности. Еще до того, как научились обрабатывать шерсть животных и делать из неё нити, человек обратил внимание, что многие растения обладают очень крепкими волокнами, которые не позволяли сразу оторваться листьям или стеблям. Люди стали использовать эти волокна растений в своих целях. В египетских гробницах из Долины Царей найдены циновки из тростника и лотоса. В Древней Греции полы домов украшались ткаными коврами или циновками. В Древнем Риме коврик из растительного волокна был уделом бедных людей, тогда как богатые пользовались коврами, импортируемыми с Ближнего Востока, который всегда славился своими изысканными шелковыми и шерстяными изделиями. А в Японии, по сей день используют плетёные напольные маты-татами.

Коврики, сделанные из растительных волокон, известны под названием «циновка». Это слово - исковерканная транскрипция французского «china»,-название ковриков, привозимых из Китая и вошедших в обиход европейцев в XIX веке на волне увлечения Востоком. Эти небольшие коврики выглядели очень просто, единственным украшением было переплетение нитей различной толщины и различной фактуры. Привозимые циновки делались из рисовой соломы и бумаги и были весьма модными в домах на пороге XIX и ХХ веков. У россиян сейчас в почёте шерсть и шёлк - популярные материалы для ковров, но люди старшего и среднего поколения наверное ещё помнят небольшие дешёвые циновки вьетнамского производства, хоть как-то заполняющие наш скудный рынок времён 70-80-ых.

На Запад мода вернулась в конце ХХ века, в 90-е годы, с распространением экологического дизайна. Циновки пришлись как нельзя кстати, помимо того, что они сделаны из чистейших природных материалов, они ещё и не вызывают аллергии, а также полезны для здоровья своим лёгким массажным воздействием на стопы. И, что тоже приятно, многие волокна настолько прочные, что не пострадают от когтей домашних любимцев. Густое переплетение и плотная структура послужит помимо эстетических целей ещё и звукоизоляцией, хотя конечно это будет зависеть от изначальной толщины плетения.

Сырьё

Основные материалы для изготовления циновок традиционны и не изменились с самых древних времён. Волокна добывались из листьев или стволов растений путем вытягивания или отделения от мякоти. Вытаскивая волокна, люди сплетали их вместе, высушивали и изготавливали что-то наподобие нити, точнее тонкой веревки, которые простым способом переплетали и получали прочное и красивое покрытие для пола. Самые известные и распространенные растительные материалы для изготовления циновок - тростник, джут, сизаль, койр. Реже используются рис, лён, конопля, хлопок.

Хлопок. Его первыми стали использовать кочевники - это очень дешёвый и простой в выделке материал, нити из которого получались очень прочными, пригодными не только для одежды, но и для изготовления предметов интерьера. При производстве ковров и циновок в наше время его используют в качестве сетчатой основы, которая укрепляет ковер и предохраненяет его от деформации.

Тростник. Произрастает на болотистой почве и на берегах водоёмов. Видов тростников, из которых можно делать циновки - масса, в разных странах есть свои разновидности этого растения, которые традиционно используются для создания напольных или настенных покрытий. Высота тростника ограничена 1,5 метрами, поэтому мастерам для изготовления полотна приходится соединять стебли нескольких растений, чтобы получить длинную веревку. Существует две техники плетения: можно сплетать еще зелёные и свежие стебельки, а потом высушивать, а можно сначала сушить стебли, а затем, размачивая, сплетать. Первая техника даёт возможность быстро сплести циновку и сразу использовать её, зато вторая делает циновку более прочной и долговечной, при сравнительно небольшой толщине.

Лён. Оказывается это растение тоже используют в качестве сырья для изготовления циновок. Из обыкновенного льна-долгунца изготавливают ткани, однако при соединении волокон стеблей в один пучок, получают тонкий и крепкий материал для изготовления тончайших ковриков. К сожалению, такие коврики очень красивы, но недолговечны, поэтому годятся лишь для стен. Но в Индонезии произрастает другое растение, носящее название Индонезийский лён, больше похожий на кактус, из листьев которого вытягивают очень длинные и толстые волокна. Местные жители плетут из них циновки, которые потом продают туристам. В магазинах циновки изо льна появляются крайне редко, но, увидев на ценнике слово «лен», можно быть уверенным, что это циновка изготовлена из индонезийского растения.

Джут. Его часто называют «чудо волокном» Индии. Произрастая преимущественно в северных районах Бенгала, эта прядильная культура традиционно считается очень крепким материалом. Джут - род кустарников, полукустарников и трав семейства липовых насчитывает около 100 видов и встречается в тропиках Азии, Африки и Америки. Возделывают однолетние джут короткоплодный и длинноплодный. Из сухих стеблей получают 20–25% волокна. Циновки из джута отличаются особой выносливостью и прочноcтью, поэтому часто используются в технических целях или в местах с большой проходимостью, например, в офисах или в ковриках перед дверью. Часто ошибочно джутом называют волокна китайской веерной пальмы, но они тоньше и используются для циновок преимущественно только в Китае, Вьетнаме и Корее.

Койр. Это волокно из межплодника орехов кокосовой пальмы. Не путайте с копрой - это высушенная питательная ткань (эндосперм) плода пальмы, используемая для получения кокосового масла, в производстве маргарина и мыла. Лучший койр получают из недозревших орехов, которые вымачивают в морской воде для придания эластичности, а затем вычёсывают. Самые длинные (25,4–30,5 см) волокна идут на изготовление койровой нити, из которой и делают циновки, а также маты, не намокающие и не тонущие в воде канаты и верёвки, рыболовные сети. Короткое и запутанное волокно зрелых орехов идёт на набивку матрасов. Производят койр преимущественно в Индии и на острове Шри-Ланка (Цейлон). Часто на рынок поступают циновки из кокосового волокна, отличающиеся особой жесткостью и грубостью выделки, это говорит о том, что использовались волокна не ореха, а оплетки ствола пальмы. Они тверже околоплодных и используются в основном в технических целях. В наших магазинах и койр и волокно ствола называют одним словом - кокос.

Сизаль. Это волокно из листьев агавы американской, произрастающей главным образом в Мексике, Кении, Танзании. Из агавы индейцы делали не только напиток наподобие водки, но циновки и верёвки. В XVI веке в испанский порт Сисаль из Южной Америки прибыли корабли с удивительно крепкими канатами, выдерживающими огромную нагрузку, так как название растения морякам было не известно, верёвки и нити, получающиеся из волокна, стали называть сизаль.

От длины и толщины волокна зависит длина и крепость получаемой нити. Самыми лучшими циновками считаются те, которые сплетены из длинных волокон листьев. Короткие волокна тоже используются, но все больше кустарными мастерами и не отличаются выносливостью.

Рис. Циновки из рисовой соломы тоньше и мягче своих собратьев. Китайцы и японцы для получения более нежного материала используют свежие стебли растения. Сразу после того, как собрали урожай рисовых зерен, плетут циновку и затем высушивают на солнце. Циновка в таком случае приобретает гибкость, специфический приятный аромат и при этом прочная. На фирмах, ориентированных на западный рынок, стебли подсушивают, потом связывают циновки. Крепость материала не теряется, а вот запах исчезает, к тому же волокна становятся чуть грубее, чем использованные в свежем виде.

Конопля. Несмотря на известную нехорошую репутацию это растение вполне пригодно для производства нитей для тканей и циновок. Наибольшей популярностью конопляные нити пользуются в таких странах как Голландия, Ямайка, США, Куба, Канада. Эта техническая культура простая в выращивании и дешевая в переработке, что позволяет получать недорогое сырьё. Хотя в России уже появилась одежда из конопли (кстати, недешёвая), циновки пока можно отыскать только в специализированных эзотерических магазинах. Производятся они не в западных странах, а в Индии и на Шри-Ланке, поэтому не отличаются особым качеством.

Хочется отметить, что последнее время в сочетании с другими растительными волокнами в производстве напольных покрытий используется бумага. Она делается из хлопка или риса, подвергается специальной обработке и не боится воды, как обычная бумага. Делать циновки полностью из бумаги очень дорого и трудоёмко, поэтому цена на такое изделие ручной работы может доходить до $ 5000. Поэтому, если вы видите в магазине 100% бумажную циновку по вполне приемлемой цене, это, скорее всего, бумага в сочетании с рисовой соломой (обычно 50ґ50% или 70ґ30%). Нельзя считать это обманом, во всем мире (кроме Японии, где до сих пор делаются натуральные бумажные циновки) традиционно принято считать циновку бумажной, если в ней содержится не менее 30% бумажного волокна.

Очень часто неискушенные покупатели, да и сами продавцы, путают джут, сизаль и койр, считая всё это одним и тем же материалом. Но если приглядеться и потрогать циновку можно различить эти три растительных материала. Джут и койр образуют более толстые нити и имеют структуру погрубее, а иногда некое подобие жёсткого ворса. Сизалевые циновки могут быть тонкими, а ворс вовсе отсутствует.

Не всем известно, что из многих видов морских водорослей делают волокна для циновок. Длинные листья водорослей высушивают, скручивают и плетут из них тонкие и очень гибкие коврики. Циновки из водорослей обычно не окрашиваются, имеют природный зелёный или бурый цвет. Изделия имеют слабый запах морской соли, по которому можно понять подделка это или нет.

Ещё одно водяное растение служит сырьём для изготовления циновок - лотос. Стебли этого прекрасного цветка настолько крепки, что, несмотря на свою тонкость, не требуют дополнительного укрепления. Циновки из лотоса плетутся в Египте, Индии, Шри-Ланке, Бали. Особые старинные секреты мастерства позволяют вплетать в полотно даже цветы. На западе и у нас такие циновки являются коллекционной вещью. Да и в перечисленных странах нужно приложить немалые усилия, чтобы найти мастеров, плетущих из лотоса, да к тому же по древним технологиям. Зато покупатель будет вознаграждён прекрасным нежным материалом, считающимся священным и дарующим обладателям красоту и долголетие.

Технологии плетения

Есть различные способы плетения полотна циновки. Можно плести косички, можно сплетать нити в шахматном порядке, можно совмещать нити из различных волокон. Возможно даже сочетать шерстяной ковер со вставками из сизаля. Делают также узелки и петли на утке, эта техника очень похожа на технику плетения ковра из шерсти и шёлка, отличается только тем, что у напольных покрытий из растительных волокон нет ворса, т.е. узелки и петли не разрезаны. Европейские фирмы используют для таких циновок подкладку из войлока или хлопковую сеть. Количество петель на одном квадратном сантиметре может варьироваться в зависимости от толщины нити, средняя плотность плетения примерно 3–4 петли на 1 см². С изнаночной стороны циновка часто покрывается слоем натурального латекса. О качестве циновки говорит то, отделяется ли при сгибе верхний слой коврика от латексного покрытия. Если к тому же циновка расслаивается на три составляющих-латекс, основа и само волокно, то этот коврик вряд ли прослужит долго (стоит учесть, что такая беда в основном случается с китайскими и индонезийскими изделиями, у западных фирм этого не встречается).

Плетутся циновки в основном вручную, что дорого и трудоёмко. Возможен и машинный способ, который значительно удешевляет стоимость циновки. Изделия могут быть окрашенными, а могут иметь натуральный цвет, который зависит от природного цвета растительного волокна. Например, койр имеет гамму от светло-коричневого до темно-коричневого; сизаль - светло-коричневый или тёмно-бежевый; джут - серо-коричневый или бурый; рис - от нежно-бежевого до молочного; конопля - преимущественно серо-бежевая; тростник - от бледно-зелёного до пыльно-зелёного; бумага, сделанная из риса, будет иметь гамму от бежевого до светло-коричневого, а сделанная из хлопка - от цвета белой глины до грязно-песочного. Машинный способ окраски волокон позволяет использовать от 18 до 22 цветов, в основном локальных (например, красный, синий, черный, белый, зеленый и т. д.). Палитра ручной окраски огромна - мастера могут использовать и полутона и мягкие переходы от одного цвета к другому.

Циновки в виде готовых ковриков можно приобрести только на заказ в специализированных фирмах или у кустарей в зарубежных поездках. В Россию поступает в основном материал для напольного покрытия в огромных рулонах, наподобие тех, в которых поступает ковролин. Ширина рулона чаще всего от 3,5 до 4 м. Все фирмы, продающие в Москве циновки из растительных волокон, предлагают два вида: напольное покрытие или вырезанный из рулона ковер любого размера. Такие ковры обшиваются бордюром из кожи, ткани, парчи, хлопка или шнура различных цветов и рисунков. Обмётку лучше сделать ещё и из тех соображений, что оставленные без обработки края коврика могут распускаться и махриться, что уменьшит срок службы. Бордюр пришивается или закрепляется на клей (пришитый бордюр прослужит дольше), вся работа может занять до семи дней — это зависит от размеров и сложности обработки.

Традиция выкладывать пол в японских домах специальными матами-татами пришла из чайных домиков и дзен-буддийской культуры проведения чайной церемонии. Изготавливается татами из двух растений. В середине мата находится слой, сплетенный из рисовой соломы, снаружи он покрывается слоями плетёнки из игусы (разновидность тростника, произрастающего на Японских островах), а по краям обшивается кантом из темного сукна (гоза), иногда пышно вышитым. Поверхность татами гладкая, почти шёлковая, очень приятная на ощупь. Игуса очень полезна для организма, оказывая мягкое массажное воздействие на стопы, а также обладает бактерицидными и гипоаллергенными свойствами. В татами никогда не заведутся клещи или другие насекомые. Площадь татами строго регламентирована и должна составлять от 1,5 до 1,8 м². А вот длины сторон могут быть традиционно разными в различных районах Японии: в Токио-1,76*0,88; в Киото-1,91*0,95; в Нагоя-1,82*0,91. Толщина татами колеблется от 3 см до 6 см, а вес одного изделия толщиной в 5–6 см составляет 35–45 кг. Стелить татами возможно на любую поверхность, лучше всего на грубые доски. Существуют определенные традиционные варианты укладки матов в различных районах Японии, они не нуждаются в специальном укреплении - не нужно ни клея, ни каких-либо других средств. Маты можно резать, подстраивая их форму под форму помещения, складывать их друг на друга, делать из них места для сидения, сна или подиумы. Служат татами очень долгое время, в Японии, в некоторых храмах сохранились татами 14–15 века, причём, практически в идеальном состоянии. Ухаживать за татами просто - их можно пылесосить и мыть, хотя главным условием для использования должна быть аккуратность и определенные традиции - нужно помнить, что японцы очень чистоплотны и никогда не ходят по татами в обуви. В связи с тем, что маты не боятся ни воды, ни жары, их можно помещать не только в доме, но и на веранде и даже в саду. В Москве татами можно приобрести в галерее японского интерьера «Дзендо» и обойдутся они от $150 до $450 за один мат, в зависимости от толщины.

Плетёное покрытие можно укладывать на пол различными способами: на клей, под плинтуса, на крючки, на двусторонний скотч. Техника укладки в основном не отличается от укладки обычного ковролина. В принципе это не сложно сделать своими руками, сложность будет состоять только в случае стыковки двух кусков. В каждом магазине, продающем напольные покрытия, есть мастера-укладчики. Стоимость укладки или входит в стоимость изделия или оговаривается отдельно.

Наличие изнаночной стороны из латекса упрощает процесс укладки напольного покрытия. Оно не будет скользить по полу, а при укладке на большой участок не потребуется применения специальных клеёв, так как наличие латекса позволяет полотну держаться под собственным весом.

В случае укладки под плинтус стоит рассчитывать покупку покрытия с запасом: площадь пола плюс не менее 5% на припуск со всех сторон. Перед наклеиванием на пол покрытие вносится в помещение и оставляется при комнатной температуре на 48 часов. Для наклейки используется специальный клей на основе синтетических смол без разбавителя.

Уход и хранение

Срок службы коврика или напольного покрытия зависит от материала, из которого они изготовлены и от условий эксплуатации. Если все условия соблюдены, то для сизаля средний срок службы равен 5 годам; джут, койр, тростник и конопля прослужат порядка 7 лет; рис и бумага будут служить около 4 лет. Стоит также помнить, что ковёр или покрытие на латексной подложке прослужит дольше, чем без неё, также нужно обратить внимание, что чем толще циновка без основы из хлопка и латекса, тем меньше срок её жизни. Циновки из сизаля, рисовой соломы и бумаги боятся сырости, поэтому если вы при покупке заметили на рулоне или коврике зеленоватые или коричневые пятна, разводы, если, разложенный на ровной поверхности, материал идёт волнами, или вы чувствуете затхлый подвальный запах, то, скорее всего, циновка хранилась неправильно. Такое изделие не стоит покупать, так как срок его службы сокращается чуть ли не в 3 раза.

Ковры и напольные покрытия из риса, бумаги, тростника, конопли хорошо использовать в жилых помещениях. Джут и койр возможно использовать в прихожих или в офисе. Сизаль можно укладывать как дома, так и в офисе, всё зависит от особых отметок фирмы-производителя. Любое из натуральных волокон можно использовать для «теплых полов». При укладке на лестницу или на какие-то изогнутые поверхности не будет видна так называемая линия сгиба, которая заметна на коврах и ковролине.

Различные циновки имеют свой собственный способ ухода, о котором вам должны рассказать в магазине. Общее можно перечислить: циновки из сизаля, конопли и риса не любят моющих пылесосов, а также когда на них проливают вино, молоко, чай, кофе и газированные напитки. Эти продукты могут оставить несмываемые пятна. Изделия из джута и койра довольно стойки не только к подобным разовым неприятностям, но и спокойно выдерживают, когда по ним ходят в грязных ботинках. Лучше пользоваться сухой чисткой с помощью пылесоса. Благодаря специальному антистатическому свойству уборка не будет утомительной, так как в отличие от ворсовых ковров пыль и частицы не собираются у основы и их можно легко вычистить.

Циновки выдержат протирание слегка влажной тряпки, но ни в коем случае это не должна быть горячая вода. Если вы хотите использовать какие-то моющие средства, то это должны быть специальные средства на основе уксуса для растительных волокон. Иногда ковры и напольные покрытия обрабатываются специальным составом Scotchguard (нужно узнавать у продавцов, так как у разных марок в разных коллекциях встречаются и обработанные и необработанные циновки), который защищает покрытие от влаги, пыли, грязи и пятен, к тому же способствует более лёгкому уходу. Если циновка обработана этим составом, то всякие чистящие средства и влага противопоказаны, так как они смывают покрытие, после чего коврик становится уязвим для загрязнения.